Дополнительная программа Разноцветный мир 4-5

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Росинка»

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАДОУ д/с № 8
Протокол № 1 от 30.08.2023 г

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ д/с № 8
_______О.М. Сенина
Приказ № 72 от 30.08.2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
«Разноцветный мир»
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Срок реализации: 9 месяцев

Таганрог, 2023

Содержание
Пояснительная записка

3

1.1.1.

Направленность дополнительной общеразвивающей Программы

3

1.1.2.

Актуальность Программы

3

1.1.3.

Отличительные особенности Программы

4

1.1.4.

Адресат Программы (психолого-педагогическая характеристика детей 4-5 лет)

4

1.1.5

Объем и сроки освоения Программы

5

1.1.6.

Формы обучения

5

1.1.7.

Особенности организации образовательного процесса

5

1.1.8.

Режим занятий

5

1.2.

Цель и задачи Программы

5

1.3.

Содержание Программы

6

1.4.

Планируемые результаты

7

Комплекс организационно-педагогических условий

7

2.1.

Календарный учебный график

7

2.2.

Условия реализации Программы

7

2.2.1.

Материально-техническое обеспечение

7

2.2.2.

Информационное обеспечение

9

2.2.3.

Кадровое обеспечение

9

2.3.

Формы определения результативности освоения Программы

9

2.4.

Оценочные материалы

10

2.5.

Методические материалы

10

2.5.1.

Методы и приемы обучения

10

2.5.2.

Формы организации образовательного процесса

10

2.5.3.

Формы организации занятия

10

2.5.4.

Педагогические технологии

11

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы

11

3.3.

Учебно-методическое обеспечение Программы

11

Оценка качества освоения Программы

12

1.

2.

4

2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
•
•

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» ориентирована на
выявление у каждого воспитанника творческого потенциала и художественных способностей,
развитие их соразмерно индивидуальности с помощью игровых заданий, что повышает мотивацию
детей к занятиям, развивает их познавательную активность.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11. 2022 г. № 1028);
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. N 1155)с изменениями и дополнениями от 21.01.2019 г

4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г.
№ 2.
5.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением
Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28
6.
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей»
7.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России)от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
1.1.2. Актуальность Программы обусловлена тем, что в современном мире ребенококружен
цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, Интернета.
Придя в школу, дети очень мало знают или практически ничего не знают об изобразительном
искусстве, его жанрах и видах, не могут отличить один вид искусства от другого, часто путают их.
Многие дети не имеют представления о музеях и выставочных залах, так как по разным причинам
не посещают их. Такой ребенок практически лишен живого творчества.
Дополнительные творческие занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративноприкладного творчества могут в некоторой степени удовлетворитьпотребности детей в творчестве.
Творчество в широком смысле — деятельность, направленная на получение чего-тонового,
неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна
его результата.
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н.
Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.) доказали, что творческие
возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, и развитие их происходит при
овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально
организованного обучения. Творчество является постоянным спутником детского развития.
Интерес к художественному творчеству у детей обусловливается его важностью для развития
личности ребенка, и с годами потребность внем не ослабевает, а все более увеличивается.
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовныймир в
целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию,
заставляет работать мысль, формирует кругозор, нравственные принципы. Наиболее эффективным
средством для развития творческого мышления детей является художественно-творческая
3

деятельность.
Изобразительное искусство — это занятие для детей разного возраста. Кружковая работа
дает возможность юным талантам попробовать свои силы в разных направлениях классического и
прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, декоративно-прикладное творчество.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают
умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от
дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когдамир массовой культуры давит
на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные
суррогаты культуры. Сегодня, когда во многих дошкольных образовательных учреждениях на
знакомство с изобразительным искусством и занятия по изобразительно-художественному
творчеству отводится ограниченное время, его развитие через систему дополнительного
образования детей становится особенно актуальным.
Программа является педагогически целесообразной, т. к. предназначена для того, чтобы
разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, развить
творческие задатки детей с помощью разных способов и приёмов изобразительной деятельности.
1.1.3. Отличительные особенности (новизна) Программы
Новизна программы заключается в том, что используются нетрадиционные материалы для
детских поделок и аппликации (атласные ленты, ткань, коктейльные трубочки), которые редко
изучаются детьми дошкольного возраста. Кроме работы на листе у детей появляется возможность
научиться работать с объемными формами (елочные шары, вылепленные работы из теста).
1.1.4. Адресат Программы (возрастные особенности детей 4-5 лет).
В среднем дошкольном возрасте (к 5 годам) складывается психологический портрет личности,
в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст
«почемучек»), а также креативности.
Возрастные особенности. Ребенок пробует в рисунке, живописи, лепке выразительно передать
образы объектов окружающего мира (сооружения, машины, деревья, животные, человек),
изображает типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений.
Учиться видеть общее и отличное в похожих объектах изображения. Выбирает наиболее правильное
расположение изображения на листе бумаги (вертикально или горизонтально), выделяет главное
цветом, положением на листе бумаги, величиной. В сюжетном изображении передает взаимосвязь
пространственную, временнóю. Взрослый побуждает детей к творческой активности, подводит их
к пониманию необходимости выражения своего отношения к изображаемому, помогает овладеть
изобразительными, декоративными и конструктивными навыками и умениями.
Задачи художественного воспитания. Основная задача — формировать представление о
творческом замысле, способах его изображения с помощью взрослого, а на отдельных этапах и
самостоятельно. Развивать художественное восприятие произведений искусства. В ходе
обсуждения, беседы подводить детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и
некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусств. Формировать
навыки и умения собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной
деятельности.
Показатели развития:
- ребенок умеет отбирать материалы, инструменты и способ изображения в
соответствии с создаваемым образом;
- может пользоваться ножницами (резать по прямой линии, перерезать
квадрат по диагонали, срезать углы у прямоугольника, делать косой срез,
вырезать округлую форму из квадрата, прямоугольника);
- умеет создавать аппликационный образ путем обрывания (определенной
геометрической основы) и составления его из частей с последовательным
1.1.5. Объем и сроки освоения Программы
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения, 36 недель, 2 занятия в неделю, 72 занятия.
1.1.6.Формы обучения
4

Форма обучения
очная.
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса
Основная форма организации образовательной деятельности с воспитанниками – групповые
занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в
зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровойформе.
1.1.8. Режим занятий
Количество занятий
в неделю
Количество в год
Продолжительность
занятия

2
72
20 минут

1.2. Цель и задачи Программы
-

-

Цели реализации Программы:
обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с
учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной
деятельностью;
развитие любознательности, стремление к творческому познанию изобразительного
искусства, приобщение к достижениям мировой художественной культуры;
максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развёртывания
разнообразных видов деятельности, а также общение детей со сверстникамии взрослыми;
освоение
навыков
работы
с
художественно-изобразительным
материалом,
совершенствование технических приёмов во время работы в соответствии с темой.
Задачи Программы
Развить способности к ассоциативному, а значит, к креативному (необычному,
изобретательному, затейливому, находчивому) мышлению и, таким образом, помочь
ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в
различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Сформировать ребёнка как творческую личность.
Через зрительный анализ окружающего мира прийти к восприятию предметов
изобразительного искусства, а также, к умению абстрактно мыслить.
Знакомить детей с разными видами искусств для обогащения зрительных впечатлений и
формирования эстетических чувств и оценок.
Обучать специальным технологиям работы с различными художественными материалами.
Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение, умение восхищаться красотой и замечать в неприметном – значительное.
Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазий, смелость в изложении
собственных замыслов через адекватные средства художественного воображения (цвет, форма,
линия, объем и т.п.)
Развивать приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Поддерживать умения детей пользоваться как традиционными техниками изображения, так и
нетрадиционными исмешивать две этих техники для осуществления своих замыслов.
Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной и прикладной деятельности.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Поощрять навыки работы в группе, доброжелательное
отношение друг к другу.
Принципы при разработке Программы:

5

-

принцип гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребёнка, формирование
его личности – главный смысл педагогического процесса;
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип культурного обогащения содержания изобразительно – творческойобразовательной
деятельности;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип рациональности и соответствия ФГОС как структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной
деятельности;
принцип наглядности, помогающий создавать представления об отдельных предметах и
явлениях;
принцип доступности и посильности в подаче учебного материала соответственно развитию
творческих способностей и возрастным особенностям воспитанников;
принцип взаимосвязи обогащённых представлений и обобщённых способов действий,
направленных на создание выразительного художественного образа средствами
изобразительного искусства.
1.3. Содержание Программы
1.3.1.Учебно-тематический план
№

Название модуля

Всего часов

Формы контроля

1
2

Вводное занятие
Знакомство с акварельными
красками
Рисование ладошками

1
6

опрос
Совместное обсуждение
результатов
Совместное обсуждение
результатов
Совместное обсуждение
результатов
Совместное обсуждение
результатов

3
4
5

Аппликация из вырезанных
ладошек
Аппликация с элементами
рисования и оригами
(составление композиций)
итого

20
36
9

72

1.4. Планируемые результаты
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня
овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию,
получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с освоенными
художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
По итогам обучения дети 4-5 лет будут знать:
- представления о форме, величине, строении, цвете предметов;
- средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем);
- эмоциональный отклик на произведения искусства;
замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства;
- элементарные представления об архитектуре;
будут уметь:
- гармонично располагать предметы на плоскости листа;
- передавать образ ритмом, формой, цветом;
- изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования
различных материалов
- располагать узор на объемных поверхностях – шар, лепные рельефы;
- правильно пользоваться различными видами красок, мелками восковыми, пастельными,
6

-

фломастерами
создавать образы различных предметов и игрушек, использовать все многообразие
усвоенных приемов лепки;
составлять мозаику из различных материалов.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Начало реализации программы
Окончание реализации программы

01.09.2022
31.05.2023

Продолжительность
реализации
платной
образовательной услуги
Продолжительность платной образовательной
услуги
Объем недельной образовательной нагрузки
платной образовательной услуги

36 недель
20 минут
40 мин

Перспективное планирование предусматривает 8 занятий в месяц. Однако их
количество и последовательность могут варьироваться с учетом государственных
праздников, карантинов, а так же степени сложности темы.
2.2. Условия реализации Программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе
натюрмортный фонд.
Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:
1. Предметы быта:
- стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);
- деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
- металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);
- керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
2. Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые
полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, жостовские подносы, гжельская
посуда, керамические предметы).
3. Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).
4. Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы,
гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор
камней).
5.Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
6. Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной
фактуры бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).
7. Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты и т. д.).
Техническое оснащение программы
Художественные материалы.
- Цветные и простые карандаши.
- Тушь, фломастеры, маркеры, ручка-корректор, гелиевая ручка.
- Маркер (черный).
- Пастельные мелки, уголь, сангина.
- Палитры.
- Ластики.
- Краски: акварель, гуашь, акрил.
- Картон, цветная бумага.
- Матерчатые и бумажные салфетки, клеенки.
7

-

Кисточки для работы с акварелью, гуашью и акрилом (большие и маленькие, толстые и тонкие).
Подставки под кисти.
Банки, стаканчики для воды.
Бумага: для акварели, для пастели, белая, цветная, тонированная.
Лепной материал: пластилин, глина, соленое тесто, мастика.
Дощечки, стеки.
Объемные заготовки для росписи народных игрушек (болванки из дерева, глины, гипса).
Клей-карандаш.
Ножницы с безопасными (закругленными) концами лезвий.
Демонстрационные материалы:
Материал для ознакомления детей с цветоведением.
Карточки для знакомства с хроматическими и ахроматическими цветами, теплыми и холодными
цветами и оттенками.
Цветовой круг (для знакомства с основными цветами).
Комплект карточек со схематическим изображением человека в разных позах.
Комплект карточек с поэтапным изображением предметов.
Технологические карты последовательности рисования фигуры человека, лица человека.
Технологические карты последовательности рисования животных.
Технологическая карта изготовления тряпичной куклы.
Алгоритмы и морфологические дорожки (история создания, народного промысла).
Алгоритм изготовления матрешки.
Силуэты деревьев, животных для показа детям вариативных образов.
Таблицы с вариантами орнаментов, с элементами штриха (для приема штрихографии), с
характерными цветосочетаниями и декоративными элементами народного промысла (дымка,
гжель).
Рисунки варианты узоров народных промыслов (дымка, гжель).
Архитектурные макеты домов и построек.
Иллюстративные материалы.
Репродукции картин: портреты, натюрморт, пейзажи, жанровая живопись, сказочнобылинная живопись, графика.
Иллюстрации к книгам.
Скульптурные материалы.
Скульптура малых форм.
Статуэтки.
Фотоматериал с изображением монументальной и мемориальной скульптуры.

Оборудование:
Мольберт.
Проектор
Ноутбук
Музыкальные произведения:
П. И. Чайковский «Вальс цветов».
Музыкальная разминка «10 лунатиков» (англ. нар. песенка, сл. А.Усачева).
Отрывок из пьесы Р. Шумана «Грезы».
Песни для детей - Русские народные песни. Страна: Россия. Жанр: Детские песни; 2004,
Формат: Мр3.
«Утушка луговая» (рус. нар. песня в обр. В. Городовской).
--А. Рубинштейн «Мелодия (фа мажор)››.
П. И. Чайковский пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года››.
Э. Григ «Утро», «В пещере горного короля».
Релаксационные мелодии «Утро в лесу», «Пение птиц», «Шум моря».
Аудиозаписи соловьиной трели, пения птиц, шума воды.
Ф.Шуберт «Серенада».
М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
«Добрая сказка» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
8

И. Альбенис «Малагуэнья».
2.2.2. Информационное обеспечение: аудиозаписи, фонозаписи.
2.2.3. Кадровое обеспечение
2.3. Формы определения результативности освоения Программы
Во время работы с детьми педагогу необходимо осуществлять формы контроля. В этом
большую роль играет оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится
педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей
в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинг) могут использоваться для решения
образовательных задач:
1. Индивидуализации образования.
2 Оптимизации работы с группой детей.
Изобразительная деятельность сама по себе значит для ребенка очень много. Поэтому для
педагога важен анализ уровня индивидуального развития изобразительной деятельности
ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития.
Мы рассматриваем искусство как средство развития у детей индивидуальности, самобытных
творческих задатков и способностей. При этом совершенно ясно, что мозаика освоенного
культурно-художественного материала будет у всех детей разной, поскольку различаются их
интересы, опыт, способности, психофизиологические особенности. Нет даже двух человек,
одинаковых по результатам стандартного обучения, как не может быть и двух художников,
одинаково пишущих один и тот же пейзаж.
Оценка индивидуального развития детей представляет собой обследование и выяснение
протекания учебного процесса в кружковой работе, определение его результатов. Использование
оценки индивидуального развития детей дает возможность проанализировать причинноследственные связи между спецификой обучения и качеством освоения материала, ростом
самостоятельности и творческой активности детей.
Результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться исключительно
для решения образовательных задач, обеспечения взаимосвязи и быстрого реагирования на
изменение функционирования отдельных компонентов диагностики оказания помощи ребенку в
развитии его индивидуальных способностей, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития,оптимизации работы с группой детей.
Использование в педагогическом процессе оценки индивидуального развития детей
позволяет решить выявленные проблемы, поскольку предполагает:
- постоянный сбор информации об объектах контроля, выполнение функций слежения;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включение в педагогический
процесс,
Оценка индивидуального развития детей проводится по критериям. Под критерием
понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация
чего-либо; критерий — это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличии того или
иного свойства у объекта, явления или процесса.
При оценке индивидуального развития детей к критериям предъявляется одно, но
чрезвычайно важное требование - критерий должен позволить проводить измерение. После
выработки критериев мониторинга, проводится определение методов, применение которыхпозволит
получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
 Текущие (цель выявление ошибок и успехов в работах обучающихся).
 Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)
 Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за
весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
9

Показатели оценки индивидуального развития детей оцениваются с помощьюбаллов
(низкий, средний, высокий).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала в игровой форме);
- через отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки, фестивали,
экспозиции работ);
- отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и
фиксируется в рабочей тетради педагога.

-

-

2.4. Оценочные материалы
Оценка индивидуального развития ребенка.
С целью контроля знаний обучающихся и проверки результативности обучения
применяются такиеформы, как:
фронтальные и индивидуальные вопросы;
занятия повторения;
проведение праздников;
проведение дидактических игр;
проведение открытых занятий для родителей;
проведения конкурсов чтецов.
2.5. Методические материалы
2.5.1.Методы и приемы обучения
Методы, используемые при реализации программы:
наглядные – наблюдение, показ, образец;
словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснения,поощрение;
практические – показ способов изображения и способов действия (общий и
индивидуальный).
Приемы, используемые при реализации программы:
• рисование пальчиками;
• рисование ладошками;
• вырезание ладошек из бумаги различного качества и фактуры;
• составление композиций по образцу или по определенной тематике.
2.5.2. Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная
2.5.3. Формы организации занятия:
1. Игры-задания
2. Дидактическая игра
3. Создание игровых ситуаций
4. Сюрпризные моменты
5. Использование аудио техники
6. Творческая работа

2.5.4. Педагогические технологии
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольногообразования,
равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый ребенок».
Здоровьесберегающие технологии: обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и
направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического
самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
Информационно-коммуникационные технологии: применение ИКТ значительно
обогащает обучение чтению, стимулирует индивидуальную деятельность и развитие
познавательных процессов детей, расширяется кругозор ребенка.
Игровая технология: строится как целостное образование, охватывающее определенную
10

часть занятия и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое: разноцветная двухсторонняя бумага; ножницы, ножницы
фигурные, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм
и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для
обыгрывания поделок), использование мультимедиа.
Информационное: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников,
пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры, театрализованные игры, картотека стихов,
загадок, сценариев сказок.
3.3. Учебно-методическое обеспечение
- Бачурин В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: Лада, 2010. – 176 с.
Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по
изобразительному искусству. - М., 2001. – 220 с.
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 2002. – 288 с.
- Гербова В.В. ФГОС. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе
«От рождения до школы». Средняя группа (4-5 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 160 с. 8.
Гончарова В.А. Моторные сказки для самых маленьких: Учебнометодическое пособие. –
М.: КАРО, 2012. – 128 с.
- Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий. – М.:
Сфера, 2007. – 192 с.
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. - М.: Просвещение, 2006.
–160 с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: В 2 ч. - М.:
.Издательство Скрипторий 2003, 2007.
- Долженко Г.И. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 224 с.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. - СПб.:
Детство-ПРЕСС, 2003. – 96 с.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского
сада: конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 96 с.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования: конспекты занятий. – М.:
Педагогическое общество России, 2007. – 176 с.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.:
Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.
- Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд. – М., 2005. – 158 с. 20.Куцакова Л.В.
Творим и мастерим. Для занятий с детьми 4-7 лет. Ручной труд в детском саду и дома. – М.:
Мозаика-Синтез, 2010. – 150 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Занятия с
дошкольниками по конструированию и ручному труду: Программа и методические
рекомендации: для работы с детьми от 2 до 7 лет. – М: Совершенство, 2010.
- Никитина А.В. Интегрированная совместная деятельность с детьми раннего возраста:
Изобразительная деятельность и знакомство с окружающим миром: Пособие для педагогов.
– М.: КАРО, 2012. – 80 с.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей.
– Спб., 2009. – 64 с.
- Соколова С.В. Сказка оригами. Игрушки и бумаги. – М.: ЭксмоПресс, СПб: ВалериСПД,
2004. – 240 с.
4. Оценка качества освоения программы
Во время работы с детьми педагогу необходимо осуществлять формы контроля. В этом
большую роль играет оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогом
в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного
возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их
11

дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинг) могут использоваться для решения
образовательных задач:
1. Индивидуализации образования.
2 Оптимизации работы с группой детей.
Изобразительная деятельность сама по себе значит для ребенка очень много. Поэтому для
педагога важен анализ уровня индивидуального развития изобразительной деятельности ребенка
как показатель его эстетического и интеллектуального развития.
Мы рассматриваем искусство как средство развития у детей индивидуальности, самобытных
творческих задатков и способностей. При этом совершенно ясно, что мозаика освоенного
культурно-художественного материала будет у всех детей разной, поскольку различаются их
интересы, опыт, способности, психофизиологические особенности. Нет даже двух человек,
одинаковых по результатам стандартного обучения, как не может быть и двух художников,
одинаково пишущих один и тот же пейзаж.
Оценка индивидуального развития детей представляет собой обследование и выяснение
протекания учебного процесса в кружковой работе, определение его результатов. Использование
оценки индивидуального развития детей дает возможность проанализировать причинноследственные связи между спецификой обучения и качеством освоения материала, ростом
самостоятельности и творческой активности детей.
Результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться исключительно
для решения образовательных задач, обеспечения взаимосвязи и быстрого реагирования на
изменение функционирования отдельных компонентов диагностики оказания помощи ребенку в
развитии его индивидуальных способностей, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития,оптимизации работы с группой детей.
Использование в педагогическом процессе оценки индивидуального развития детей
позволяет решить выявленные проблемы, поскольку предполагает:
- постоянный сбор информации об объектах контроля, выполнение функций слежения;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включение в педагогический
процесс,
Оценка индивидуального развития детей проводится по критериям. Под критерием
понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация
чего-либо; критерий — это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличии того или
иного свойства у объекта, явления или процесса.
При оценке индивидуального развития детей к критериям предъявляется одно, но
чрезвычайно важное требование - критерий должен позволить проводить измерение. После
выработки критериев мониторинга, проводится определение методов, применение которыхпозволит
получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
1 Текущие (цель выявление ошибок и успехов в работах обучающихся).
2 Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)
3 Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за
весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Показатели оценки индивидуального развития детей оцениваются с помощьюбаллов
(низкий, средний, высокий).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала в игровой форме);
- через отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки, фестивали,
экспозиции работ);
- отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и
фиксируется в рабочей тетради педагога.
12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».