муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Росинка» 347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Адмирала Крюйса, 25-а ИНН 6154163119, КПП 615401001, ОГРН 1226100018440, БИК 016015102 e-mail: sad8_tag@donland.ru Принято на Педагогическом совете МАДОУ д/с № 8 Протокол от 30.08.2023 № 1 Утверждаю Заведующий МАДОУ д/с № 8 ______________ О.М. Сенина Приказ по МАДОУ д/с № 8 от 30.08.2023 № 79 ПОЛОЖЕНИЕ об оказании логопедической помощи в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8 «Росинка» Таганрог 2023 г. 1. Общие положения 1.1. Положение об оказании логопедической помощи в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8 «Росинка» (далее – МАДОУ), осуществляющем образовательную деятельности (далее - Положение) регламентирует деятельность МАДОУ, осуществляющем образовательную деятельность, в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее - обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных). 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. с изменениями от 25.12.2023 года, распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 года № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года), Уставом МАДОУ. 1.3. Задачами МАДОУ по оказанию логопедической помощи являются: - организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся; - организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи; - организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками. 2. Порядок оказания логопедической помощи в МАДОУ 2.1. Логопедическая помощь оказывается МАДОУ независимо от его организационноправовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. 2.2. При оказании логопедической помощи МАДОУ ведется документация согласно 4.1 к положению. Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом МАДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, и составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.3. В МАДОУ в соответствии со штатным расписанием образовательную деятельность с воспитанниками осуществляет учитель-логопед. 2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (приложения № 1 и № 2 к положению). 2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 3 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.5 Положения. 2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа заведующего МАДОУ. 2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и(или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы МАДОУ. 2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом(учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.10. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение №4 к положению). 2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и(или) индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная и иная. 3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов МАДОУ. 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Организации, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с 2.4. положения. 3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной МАДОУ. При организации логопедической помощи детям раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет: - для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин; - для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин; - для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; - для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; - для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин. 3.5 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной программе дошкольного образования - не более12человек; 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек; 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной МАДОУ. Приложение № 1 к положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ д/с№ 8. 4. Документация МАДОУ при оказании логопедической помощи. 4.1. При оказании логопедической помощи в образовательной организации ведется следующая документация: 1) программы и (или) планы логопедической работы; 2) план работы на год учителя – логопеда (учителей-логопедов); 3) расписание занятий учителя - логопеда (учителей-логопедов); 4) индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь; 5) журнал учета посещаемости логопедических занятий; 6) журнал консультативной деятельности; 7) отчетная документация по результатам логопедической работы. План работы на год учителя – логопеда (учителей-логопедов), расписание занятий учителя – логопеда (учителей-логопедов) утверждаются приказом образовательной организации. Для организации работы по оказанию логопедической помощи обучающимся учителюлогопеду необходимо наличие следующих документов и материалов: - списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи; - копии заключений ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) (при наличии); - педагогические характеристики (в случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником); - материалы результатов проведения логопедической диагностики; - копии приказов образовательной организации о зачислении обучающихся на логопедические занятия и об их отчислении (для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПКс рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательной программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом); для воспитанников, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики); - список обучающихся, с нарушениями речи, зачисленных на логопедические занятия; - материалы по консультативной деятельности. 4.2. Порядок и срок хранения документов определяются настоящим Положением. Ответственным за ведение, оформление документации является учитель-логопед. Учительлогопед обязан также обеспечить надлежащее хранение своей документации. Документы учителя - логопеда хранятся в кабинете учителя – логопеда в специально отведенном месте. Срок хранения документов составляет три года с момента завершения оказания логопедической помощи, по истечении срока хранения документы подлежат уничтожению. Приложение № 1 к Положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ д/с №8 Заведующему МАДОУ д/с №8 Сениной О.М. Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося Я, ________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося, являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть) ___________________________________________________________________________ (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. "__" ____________ 20__ г. /_____________/________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение № 2 к Положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ д/с №8 Заведующему МАДОУ д/с №8 Сениной О.М. от ___________________________ФИО родителя (законного представителя) Заявление Я, _______________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося ___________________________________________________________________________ являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть) _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). «__» ____________20__ г. /_______/ /____________________________/ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение № 3 к Положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ д/с №8 Педагогическая характеристика на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс) Общие сведения: - дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность; - образовательная программа (полное наименование); - особенности организации образования: 1. в группе/классе; 2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.); 3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...; 4. на дому; 5. в медицинской организации; 6. в форме семейного образования; 7. сетевая форма реализации образовательных программ; 8. с применением дистанционных технологий. - факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная),межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество детей/взрослых); - трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1. Динамика освоения программного материала: - учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название); - соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работыи пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов – указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия). 5. Характеристики взросления : Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением. - хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний-например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); - характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению); - отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей); - отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); - характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); - значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная); - значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях); - способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на словах"); - самооценка; - принадлежность к молодежной субкультуре(ам); - особенности психосексуального развития; - религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим); - отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); - жизненные планы и профессиональные намерения. Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы. Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ и другое). «__» ____________20__ г. /_______/ /____________________________/ (подпись) (расшифровка подписи) Учитель-логопед, принявший обращение: _______________________________________ (указать ФИО, должность в ОО) ____________________________________________________________________________ Результат обращения:________________________________________________________ «__» ____________20__ г. /_______/ /____________________________/ Приложение № 4 к Положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ д/с №8 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХЗАНЯТИЙ При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционноразвивающих занятий и игровую зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей