муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Росинка» 347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Адмирала Крюйса, 25-а ИНН 6154163119, КПП 615401001, ОГРН 1226100018440, БИК 016015102 e-mail: sad8_tag@donland.ru Принято на Педагогическом совете МАДОУ д/с № 8 Протокол от 30.08.2023 № 1 Утверждаю Заведующий МАДОУ д/с № 8 ______________ О.М. Сенина Приказ по МАДОУ д/с № 8 от 30.08.2023 № 79 ПОЛОЖЕНИЕ о комбинированной группе в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8 «Росинка» Таганрог 2023 г. 1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о группе комбинированной направленности (далее – Положение) регламентирует деятельность групп комбинированной направленности для детей дошкольного возраста, созданных в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 8 «Росинка» (далее – МАДОУ), реализующем общеобразовательную программу дошкольного образования. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами: - Конституцией Российской Федерации; - Конвенцией ООН о правах ребёнка; - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. с изменениями от 25.12.2023 года; - действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Приказом Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 №1028 "Об утверждении ФОП ДО"; - Приказом министерства Просвещения РФ от 24.11.2022 №1022 "Об утверждении адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ"; - Уставом МАДОУ. 1.3. Группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста создаются в целях реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях инклюзивного образования. 1.4. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой учреждения. 1.5. Группы комбинированной направленности функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели и полного дня с 6-30 до 18-30, выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни. 1.6. Основными задачами организации деятельности групп комбинированной направленности являются: - создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ; - реализация адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом характера нарушения в развитии детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; - осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении; - интеллектуальное и личностное развитие детей, в том числе детей с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей; - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, в том числе детей с ОВЗ; - проведение психопрофилактической и коррекционной работы с членами семьи нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ; 2 - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей, в том числе и детей с ОВЗ; - включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей; - проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми с ОВЗ; - обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки. 2. Организация деятельности группы комбинированной направленности 2.1. Группа комбинированной направленности в МАДОУ открывается по решению учредителя и на основании приказа руководителя МАДОУ, при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения. 2.2. Группа комбинированной направленности открывается в свободном помещении МАДОУ, отвечающем требованиям санитарных норм и правилам пожарной безопасности. 2.3. Группа комбинированной направленности оборудуется инвентарем, пособиями согласно требованиям по организации образовательного процесса. 2.4. Режим работы группы комбинированной направленности устанавливается согласно Уставу МАДОУ и данного Положения. 2.5. Мониторинг и коррекция развития детей осуществляется штатными педагогами МАДОУ. 2.6. Контроль результатов работы группы комбинированной направленности осуществляется администрацией МАДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников. 2.7 Отношения между МАДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке. 2.8. Питание в группе комбинированной направленности организуется в соответствие с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и в соответствии с утвержденным руководителем меню. 3. Порядок комплектования группы комбинированной направленности 3.1. Порядок комплектования группы комбинированной направленности определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в Уставе МАДОУ. 3.2. В группы комбинированной направленности принимаются дети в возрасте от 1 до 7 лет. 3.3. Прием детей с ОВЗ в группу комбинированной направленности может проводиться в течение всего года при наличии свободных мест. 3.4. Перевод детей из группы комбинированной направленности в группы общеобразовательной возможен на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее по тексту – ПМПК). 3.5. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и категории детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.6. В группу комбинированной направленности могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы). 3.7. В группу комбинированной направленности направляются дети с тяжелыми нарушениями речи и другие. 3.8. Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать: 3 - в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; - в возрасте старше 3 лет: не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом; - не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; - не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Допускается организовывать разновозрастные группы комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе. 3.9. При приеме детей с ОВЗ в группу комбинированной направленности МАДОУ обязано обеспечить необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. 3.10. Основанием для зачисления в группу комбинированной направленности является: - письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующей МАДОУ; - заключение ПМПК для детей с ОВЗ. 3.11. Длительность пребывания в группе комбинированной направленности ребенка с ОВЗ определяется ПМПК. 4. Организация образовательной деятельности 4.1. Образовательная деятельность организуется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной образовательной программой, и индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка с ОВЗ. 4.2. Образовательная программа дошкольного образования (далее – программа), определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников без особенностей развития и детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в развитии детей. Адаптированная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка с ОВЗ носит индивидуальный характер, определяет содержание и организацию образовательного процесса одного конкретного ребенка с учётом недостатков в развитии. 4.3. Образовательная деятельность в группе комбинированной направленности включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие 4 индивидуальное, личностно-ориентированное развитие для дошкольников без особенностей развития и детей с ОВЗ, выполнение государственного образовательного стандарта. 4.4. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учётом состояния здоровья детей. 5. Организация деятельности педагогического персонала в группе комбинированной направленности. 5.1. Воспитатель: - создаёт оптимальные условия для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление; - планирует (совместно со специалистами) проведение образовательной деятельности со всей группой детей, включая воспитанников с ОВЗ; - соблюдает преемственности в работе с другими специалистами по выполнению Индивидуальных образовательных маршрутов на каждого ребёнка с ОВЗ; - обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов; - консультирует родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье; - ведёт необходимую документацию: - рабочая программа, - планирование организации совместной образовательной деятельности всех воспитанников группы комбинированной направленности; - тетрадь по взаимодействию с учителем-логопедом; мониторинг образовательной и коррекционной деятельности; - результаты педагогической диагностики; - лист здоровья на каждого ребенка, в котором отмечаются сведения об антропометрических данных ребенка, группе здоровья, медицинской группе для занятий физической культурой и медицинские рекомендации, без которых невозможно организовать образовательный процесс для ребенка. В конце учебного года воспитатель участвует в составлении аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради. 5.2. Деятельность учителя-логопеда. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп комбинированной направленности, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи. Учитель-логопед: - обследует речь детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп МАДОУ; - готовит документы для обследования детей на ПМПК с целью определения в группы комбинированной направленности; - проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма; - планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с нарушениями речи в коллектив воспитанников группы, - осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы МАДОУ; 5 - представляет администрации МАДОУ ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в МАДОУ и результатах коррекционноразвивающей работы; - информирует педагогический коллектив МАДОУ о задачах, содержании работы в группе комбинированной направленности; - ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи; - повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам; - ведет необходимую документацию: - годовой план; - журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки; - перспективный план работы с детьми; - рабочие программы для определенной возрастной группы; - расписание занятий; - журнал посещаемости; - журнал учета детей, зачисленных в логопедические подгруппы (журнал протоколов ПМПК); - речевые карты; - индивидуальные тетради для занятий с детьми; отчет логопеда за год. 5.3. Деятельность педагога-психолога. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В функции педагога-психолога входит: - психологическое обследование воспитанников группы комбинированной направленности; - проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками группы комбинированной направленности; - динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников группы комбинированной направленности; - проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье; - осуществление преемственности в работе детского сада и семьи; - консультирование персонала группы. Педагог-психолог ведет документацию: - карта психологического обследования воспитанников; - план работы педагога – психолога; - заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования; - журнал консультаций педагогапсихолога; - журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения); - программа коррекционно-развивающих занятий; - аналитический отчет о работе педагога-психолога. 5.4. Деятельность воспитателя по физической культуре. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В группе комбинированной направленности организация работы инструктора по физической культуре предусматривает: - составление рабочих образовательных программ для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями речи, - проведение образовательной деятельности (в том числе совместно с другими специалистами) со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей; - планирование совместной деятельности воспитанников группы комбинированной направленности; - допуск до занятий физической культурой обучающихся осуществляется на основании сведений, содержащихся в заключении медицинской организации, выданном по результатам проведенных профилактических медицинских осмотров обучающихся, осуществляемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья; 6 - содержание программы по физкультуре зависит от того, к какой медицинской группе отнесли обучающихся; - подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений; - оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье; - регулирование физической нагрузки на воспитанников; - ведение необходимой документации: - Рабочая программа в соответствии с ФГОС ДО; тетрадь по взаимодействию с учителем-логопедом; - план организации совместной досуговой деятельности детей; - результаты педагогической диагностики; - лист здоровья с рекомендациями или ограничениями определенных физических упражнений для ребенка; аналитический отчет о результатах работы за год. 5.5. Музыкальный руководитель: - развивает музыкальные способности, эмоциональную сферу и творческой потенциал воспитанников; - взаимодействует со специалистами группы комбинированной направленности по вопросам организации совместной образовательной деятельности всех детей; - проводит образовательную деятельность со всеми воспитанниками группы комбинированной направленности (в том числе совместно с другими специалистами: педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и др.); - консультирует родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств; - ведёт необходимую документацию: - Рабочая программа в соответствие с ФГОС; план организации совместной досуговой деятельности детей; тетрадь по взаимодействию с учителем-логопедом; - результаты педагогической диагностики; - аналитический отчет о результатах работы за год. 6. Права и обязанности участников образовательной деятельности 6.1. Участниками образовательной деятельности группы комбинированной направленности являются дети, их родители (законные представители) и педагогические работники. 6.2. При приеме детей в группу комбинированной направленности заведующий МАДОУ обязан ознакомить родителей (законных представителей) с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. 6.3. Взаимоотношения между МАДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в группе комбинированной направленности. 6.4. Педагогический персонал МАДОУ проводит комплексную коррекционную работу в группе комбинированной направленности с учетом состояния здоровья детей ОВЗ по индивидуальному плану. 6.5. Заведующий МАДОУ, работники администрации и специалисты осуществляют систематический контроль и несут персональную ответственность за организацию и проведение комплекса коррекционных, медико-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей. 6.6. Права работников МАДОУ и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, Уставом и трудовым договором. 6.7. Педагогические работники обязаны: - выполнять образовательную программу для детей дошкольного возраста, адаптированную образовательную программу для детей с ОВЗ и индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка с ОВЗ; 7 - знать специфику развития ребенка, особенности режима и организации дошкольного образования; - не допускать перегрузки воспитанников; - оформлять документацию. 6.8. Педагогические работники имеют право на: - развитие и поддержку своей профессиональной квалификации; - свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, дидактических пособий и материалов, педагогических методов диагностики развития воспитанников; - аттестацию в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; - участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом; - защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации. 6.9. Педагогические работники несут ответственность за: - качественное и своевременное выполнение всех закрепленных за ними основных функций и задач; - систематизацию и обеспечение сохранности документального фонда; - полноту, достоверность и своевременность предоставляемой информации; - правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на решение конкретных вопросов деятельности; - соблюдение установленных правил внутреннего трудового распорядка, правил техники безопасности, трудовой дисциплины и др. - неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в соответствии с действующим трудовым законодательством; - здоровье и физическое развитие детей, проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима; - правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством; - причинение материального ущерба в соответствии с действующим законодательством; - нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности; - соблюдение антитеррористического режима при проведении образовательного процесса. 6.13. Воспитанники имеют право: - на получение бесплатного дошкольного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; - на обучение по образовательной программе дошкольного образования, адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ; - охрану жизни и здоровья; - защиту от всех форм физического и психического насилия; - защиту и уважение их человеческого достоинства; - свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; - удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; - удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе и др.) в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями развития; - развитие творческих особенностей и интересов; - на получение оздоровительных мероприятий. 6.14. Родители (законные представители) имеют право: 8 - защищать законные права и интересы детей; - требовать предоставления воспитаннику присмотра, ухода, охраны и укрепления его здоровья, воспитания и обучения на условиях, предусмотренных договором между МАДОУ и родителями (законными представителями); - на льготы и компенсации. 6.15. Родители (законные представители) обязаны: - выполнять Устав МАДОУ; - приводить воспитанника в МАДОУ в опрятном виде: чистой одежде и обуви с учетом местных сезонных, возрастных, индивидуальных особенностей воспитанника; - информировать МАДОУ о предстоящем отсутствии ребенка; - выполнять требования образовательного учреждения; - ставить педагогов в известность о рекомендациях врача, особенности режима; - поддерживать интересы ребенка к образованию; - обязанности родителей (законных представителей) закрепляются в договоре, заключенном между МАДОУ и родителями (законными представителями). 6.16. Администрация МАДОУ обязана: - создать условия для организации дошкольного образования детей в группе комбинированной направленности; - контролировать выполнение образовательной программы; - контролировать выполнение адаптированной образовательной программ для детей с ОВЗ и Индивидуальных образовательных маршрутов на каждого ребёнка с ОВЗ санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий. 7. Штаты и руководство. 7.1. В штатное расписание дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающее воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития в группах комбинированной направленности могут быть введены должности учителей-логопедов, педагоговпсихологов, учителей – дефектологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели. 7.2. Руководство групп комбинированной направленности обеспечивает заведующий МАДОУ. 9